Союз промышленников и предпринимателей Челябинской области
Карта сайта

Челябинский бизнес-омбудсмен предложил доработать законопроект о нестационарной и развозной торговле

23 января 2019 - 15:23

Челябинский бизнес-омбудсмен предложил доработать законопроект о нестационарной и развозной торговле

В ходе «нулевого чтения» законопроекта № 601732-7 о внесении изменений в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и статью 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров внес ряд концептуальных предложений.

      В предварительных слушаниях законопроекта, состоявшихся 22 января в Москве на площадке Общественной палаты РФ, приняли участие: член ОПРФ, заместитель Председателя Комиссии по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка ОПРФ Игорь Семин, общественный представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите малого и среднего предпринимательства Виктор Ермаков, члены ОПРФ, депутаты Госдумы РФ, члены Совета Федерации, представители профильных министерств и ведомств, предпринимательского сообщества, региональные бизнес-омбудсмены.

    Сегодня во всех регионах страны по факту нестационарные торговые объекты (НТО; ларьки, киоски, павильоны) размещаются и работают на различных правовых основаниях и условиях. При этом, как отмечают в Минпромторге России, особенности развозной торговли и использование мобильных торговых объектов на базе автотранспортных и других механических средств регионами и муниципалитетами и вовсе не учитываются. Между тем, на федеральном уровне отсутствует единообразный подход в определении терминологии, принципов оформления права на размещение НТО, сроков размещения и их продления, также нет гарантий предпринимателям прав на открытие и деятельность торгового бизнеса.

        Все эти обстоятельства препятствуют развитию малого и среднего предпринимательства в торговой сфере.

       Цель законопроекта – установить общие принципы и правила регулирования нестационарной торговли и создать благоприятные условия для ее развития. В пояснительной записке Минпромторга отмечается, что законопроект предлагает: уточнить терминологию и привести ее в соответствие с основными требованиями рынка; законодательно закрепить варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов; закрепить принцип «меняется место – сохраняется бизнес», который должен гарантировать предоставление компенсационных мест в том случае, если земельный участок под НТО потребуется для государственных или муниципальных нужд; установить минимальный срок действия договора на размещение НТО.

              Признавая актуальность и необходимость принятия закона, создающего на всей территории России единого торгового пространства, участники слушаний отметили ряд недоработок нынешней редакции законопроекта.  

       «Сегодня мы обсуждаем законопроект, которого все ждут уже почти 4 года. Учитывая важность правового регулирования и широту охвата субъектов предпринимательства, которых он коснется, считаю, что этот закон должен упрощать условия ведения предпринимательской деятельности в НТО и улучшать положение предпринимателей», - отметил в своем выступлении в ходе слушаний челябинский бизнес-омбудсмен Александр Гончаров.

        Вместе с тем Уполномоченный особо отметил - «есть опасность, что в предлагаемом варианте законопроекта принцип единообразной практики размещения НТО не реализуется, а значит существующая ситуация может законсервироваться». Дело в том, что проектом закона многие вопросы нормативного регулирования передаются для рассмотрения органам местного самоуправления, что неизбежно повлечет отсутствие единого подхода к применению норм права. Более того, установление права органов местного самоуправления на введение дополнительных ограничений для размещения НТО представляется избыточным, и являющим собой коррупциогенный фактор  ( широта действий должностных лиц по принципу «на свое усмотрение», отсутствие (неполнота) административных процедур).

 По мнению Александра Гончарова, законопроект необходимо доработать. Прежде всего, исключить возможность произвольного усмотрения городских властей в решении вопросов размещения НТО. Помимо этого, необходимо убрать положение о регулировании размещения НТО на земельных участках, находящихся в частной собственности, так как это нарушает конституционные права граждан. Также нужно предусмотреть многократное продление договора на размещение НТО без торгов (вместо предлагаемого однократного) для долгосрочного планирования и стабильности ведения бизнеса. У регионов должно быть право предоставлять места для НТО без торгов, например, для сезонной торговли.

«Необходимо законодательно закрепить обязательность наличия компенсационных мест в Схеме размещения в процентном соотношении к общему количеству мест размещения НТО. Не менее важный момент заключается в том, чтобы срок деятельности компенсационного НТО исчислялся заново.  Например, муниципалитет начал прокладку инженерных коммуникаций, а на маршруте прокладки  располагается НТО, работающее в течение двух лет и пяти, предусмотренных договором. Городские власти предоставили предпринимателю компенсационное место под НТО, бизнесмен с этим согласился, при этом договор на размещение НТО заключается также на 5 лет, а не на три оставшихся года», - сообщил Александр Гончаров, отметив, что данное предложение поддержал бизнес-омбудсмен в Тверской области Антон Стамплевский.

Также А.Гончаров обратил внимание присутствующих на то, что «терминология закона должна быть четкой и понятной, не подлежащей расширительному толкованию. Например, словосочетание «создание препятствий для пешеходов» может толковаться должностными лицами по-разному».

Предложения челябинского Уполномоченного были поддержаны его коллегами бизнес-омбудсменами из других регионов, а также многими членами Общественной палаты РФ. Также они направлены в профильный комитет Государственной Думы.

Отметим, что проблема нарушений прав предпринимателей в сфере размещения НТО остается одной из самых острых – ежегодно до 20% от всего количества жалоб к Уполномоченному связана с данной темой.

По данным управления торговли администрации города Челябинска на 1 марта 2018 г. в южноуральской столице действовало 2505 НТО, при этом разрешение на торговлю имели немногим более 1880 павильона и киоска. Что касается мобильных мест торговли, то официальное разрешение на работу в 2018 г. было только у полусотни торговых точек.

Пресс-служба Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области

« »