Союз промышленников и предпринимателей Челябинской области
Карта сайта

"Кто-то не купит себе "Майбах", зато на эти деньги будут жить простые люди"

20 июня 2017 - 10:21

Исполнительный директор СПП и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров предложил ввести ограничение на работу сетевых магазинов в выходные. В интервью Znak.com бизнес-омбудсмен рассказывает о том, как необходимо спасать малый бизнес, почему нельзя сносить ларьки и кому сложнее противостоять - силовикам или чиновникам.

- Александр Николаевич, на что чаще всего жалуются коммерсанты?

- Как правило, жалуются на волокиту, административные барьеры, которые создают чиновники муниципальных образований. И речь идет не о руководителях муниципалитетов, которые кровно заинтересованы в развитии бизнеса на своей территории. А о чиновниках среднего уровня, которых до сих пор не отпускают инертность и странные советские традиции, когда каждый пытается проявить свою значимость. Много жалуются на деятельность федеральной налоговой службы, недоступность кредитов. Есть жалобы на незаконное уголовное преследование. Это основные проблемы, которые беспокоят предпринимателей.

Не могу сказать, что ситуация с годами меняется в положительную сторону. Уже несколько лет наблюдаю за происходящим, но структура проблем не меняется.

 В прошлом году к нам поступило 502 обращения, несколько из них коллективные, под которыми подписались десятки и сотни людей.

Например, в Копейске администрация пыталась убрать небольшие магазинчики с центральных улиц, но мы нашли с властями контакт, объяснили, что этого делать не нужно. Мы чувствуем рост интереса к нашему институту. 60% всех обращений рассматриваем в пользу предпринимателей. Народ увидел, что мы не просто очередная госструктура, а действительно занимаемся проблемами бизнеса.

- В чем сила бизнес-омбудсмена? Личный авторитет или есть рычаги влияния на органы власти?

- Конечно, личный авторитет важен, роль личности в истории никто не умалял. Но я свою роль не завышаю. У нас есть инструменты, которые мы активно применяем. Например, участие в судах, и там к мнению бизнес-омбудсмена прислушиваются. Также мы участвуем в проверках контрольно-надзорных органов.

 Важно понимать, что мы не рассматриваем споры хозяйствующих субъектов, хотя иногда хочется войти туда, когда видишь то же рейдерство. Бизнес-омбудсмен защищает предпринимателя от органов исполнительной власти, местного самоуправления, контрольно-надзорных структур.

После обращения мы берем время на то, чтобы изучить вопрос. Если убеждаемся, что предприниматель прав и его интересы нарушены, то выносим заключение. И орган, который нарушил права, обязан по закону ответить нам и принять какое-то решение. Как правило, с нашими доводами соглашаются. Это не просто наше мнение, а результат работы серьезных юристов, которые у нас трудятся. Если с нами не соглашаются, то мы идем в суд, кроме того, есть ЦОП "Бизнес против коррупции". Мы выносим ситуацию в публичное пространство, и журналисты в этом очень помогают. После подключаются правоохранительные органы. Если и это не помогает, то идем в прокуратуру, это наш самый главный союзник.

- Кому сложнее противодействовать - чиновникам или силовикам?

- Я не сказал бы, что мы кому-то противодействуем. Мы ведь отстаиваем права. Но сложнее всего все-таки с силовиками. Нам повезло, что в области есть опытные руководители правоохранительных органов, которые заинтересованы в поиске истины. И я вижу, что на мои обращения идут не просто отписки, а обстоятельные ответы, с изучением, анализом материала. Не во всех случаях они с нами соглашаются, но всегда детально разбираются в ситуации, и это видно.

- Например…

- Во время совместного приема с прокурором области в Южноуральске к нам обратился директор инновационного предприятия. Они ввели в строй здание, но работу еще не начали. Предприятие не могло платить налог, так как не вело производственную деятельность. Тем не менее накопилась большая сумма, учредители ее погасили из других источников. Но в отношении директора все же возбудили уголовное дело. Следственный комитет имел на это право, но не было никакой необходимости, так как ущерба никакого не было. При этом уголовное дело рушило все. Предприятие выполняло госзаказ на миллиарды рублей. Так как руководитель под следствием, тендеры могли отменить, заказ аннулировать. 300 человек потеряли бы работу, для Южноуральска это очень много. Мы совместно с прокуратурой обратились в региональный Следственный комитет к Денису Чернятьеву, и в порядке внутреннего контроля было принято решение прекратить уголовное дело, за что и предприятие, и мы очень благодарны. Это была очень принципиальная ситуация, с трудом мы эту машину развернули, и сегодня завод работает и выполняет госзаказ.

Еще одно долгое и принципиальное дело: это компенсация коммерсантам, которых забыли при переселении людей из Розы. Жильцов переселили, а бизнесменов, которые имели в собственности площади в снесенных домах, просто забыли. Это было крайне несправедливо, но тогда, по закону, им ничего не полагалось. Мы совместно с областным правительством, Главным контрольным и правовым управлениями нашли выход, и люди получили компенсации. Такая же история и с падением метеорита, когда бизнес в авральном порядке выполнял заказы, стеклил окна, не дожидаясь денег, которых не было в бюджете. Никто же не планировал подобного. Все восстановили за свои деньги, а бюджет своевременно не рассчитался. Вот здесь мы участвовали в процессе, и люди получили заработанное. 

- Сейчас много спорят о том, что Челябинск превращается в город-ларек. Где грань между правами коммерсанта и его шкурным интересом, который вредит обществу?

- Правда где-то посередине. Что значит город-ларек? Вспомните, какие были раньше ларьки: обваренные железом, швы наружу, некрашеные, в решетках, там продавалось все - от одежды до соленой рыбы. Сейчас такого в массе нет. Все приходит в более-менее нормальные рамки. Разработаны типовые положения по размещению нестационарных торговых объектов. Документ может показаться для предпринимателя сложным. Но если все требования соблюдать, то и права коммерсанта будут соблюдаться.

 Надо понимать, что за каждым ларьком стоит 5-7 человек, которые там работают. Давайте все закроем, и куда люди пойдут? У нас в Челябинске легко рассуждать на эту тему, поскольку свободные вакансии на рынке труда есть. А возьмите юг области или север. Там людям работать негде.

 Я согласен, что если человек торгует, то должен соблюдать все санитарные гигиенические нормы, платить налоги и поддерживать облик киоска. Но внешний вид конструкции утверждают в горадминистрации, в отделах архитектуры. Они же могут на стадии согласования предложить коммерсанту какие-то варианты. Многие недовольны киосками, но это вопросы не о том, что они не нужны вовсе. А вопрос к тем, кто там работает. Есть ведь продавцы с высокой культурой обслуживания. Проблема имеется, но резких движений делать не стоит. Речь идет не о вседозволенности со стороны коммерсантов, а о грамотной работе с торговым бизнесом администрации и контрольных органов в каждом конкретном месте. У нас в Челябинске этого не заметно, мы вышли на улицу: тут тебе и ларек, и магазин "у дома", и супермаркет. А в малых городах без ларьков никак не обойтись.

- Есть два полярных мнения. Первое о том, что в России вести бизнес невозможно. Второе - в России по-прежнему бизнес высокорентабельный, в отличие от той же Европы, где все рынки давно сформированы. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

- Я не могу сказать, что все хорошо. Бизнес тормозят завышенная кадастровая стоимость земли и объектов капстроительства, огромная налоговая и неналоговая нагрузка и многое другое. При этом правила налогообложения меняются постоянно, и не успеют люди адаптироваться к одним, появляются другие. Самый последний пример - новая контрольно-кассовая техника. На мой взгляд, это не до конца продуманное решение. И мы видим массовое недовольство предпринимателей. С одной стороны, значительная доля рынка была в тени и новые кассовые аппараты должны решить эту проблему. Но, с другой стороны, возникает масса дополнительных затрат, которые мешают бизнесу развиваться. Кроме онлайн-касс у всех на слуху тот же "Платон".

Однако при этих отрицательных моментах у нас бизнес растет. Появляются новые магазины, расширяется сфера обслуживания.

 За прошлый год в области число коммерсантов выросло на 10 тысяч. Если бы было все так плохо, то, наверное, эти цифры не росли бы. У нас за прошлый год появилось 200 новых риелторских фирм. И это на падающем рынке! Значит, не все так плохо.

 Я сам когда-то был предпринимателем, и всегда был недоволен. Всегда хотелось, чтобы налоги были поменьше, проверок меньше и т. д. Нам есть над чем работать, но сказать, что ситуация критическая, нельзя.

- Какова судьба коммерсантов, которые столкнулись с завышенной кадастровой стоимостью земли?

- Это не совсем наша компетенция. Но когда проблема только возникла, я писал письма к руководителям муниципалитетов с просьбой не поднимать коэффициенты. Многие прислушались. Кроме того, у коммерсантов была возможность пересмотреть оценку либо на комиссии в Росреестре, либо через суд, который в большинстве случаев вставал на сторону бизнеса. Те, кто не пошел в суд или в комиссию, будут платить по повышенным коэффициентам, иногда в несколько десятков раз. Поэтому нужно было внимательнее смотреть за тем, как меняется цена на земельный участок. Через два года будет новая оценка кадастровой стоимости. Мы уже готовимся к этому процессу. Должна быть создана государственная оценочная компания, которая будет проводить новую оценку. Надеюсь, ее качество повысится.

- В последнее время остро обсуждается вопрос противостояния торговых сетей и небольших магазинов. Кто победит в этом споре?

- Есть механизм ограничения сетей, но он прописан не в пользу малого бизнеса. Существует ограничение доли в 25% от торговых площадей в муниципалитете, которые может занимать сеть. Но речь идет не обо всех сетях сразу, а о каждой в отдельности, и этот лимит никогда не достигается. При этом сетевых магазинов все больше и больше. Нас это не устраивает, хотя вопрос очень сложный. Как человек, открывший первый в Челябинске коммерческий магазин в 1988 году, скажу, что нельзя отдавать все на откуп рынку, дескать, невидимая рука рынка все отрегулирует. Мы должны поддерживать тех людей, которые самостоятельно работают. В идеале малый бизнес вообще нужно освободить от налогов… Пусть сами себя содержат и еще 2-3 человек, и это будет хорошо. Наше предложение таково, чтобы ограничить сетевой ритейл, особенно в небольших городах.

 Есть опыт Европы, где сетевые продуктовые магазины в выходные работают только в субботу до 12 часов. Затем наступает время магазинов "у дома".

Наши предложения вошли в доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ. Президенту доложили. Создана рабочая группа по обсуждению предложений. Чем кончится - я пока не знаю. Мы видим, какое сильное лобби у сетей. Например, сенатор от Курганской области Сергей Лисовский выступил с предложением ограничить сети, посмотрите, сколько сразу высказалось против - вплоть до замминистра. По-моему, только в РПЦ поддержали инициативу.

Но мне кажется, это несправедливо. Никто не выступил в защиту малого бизнеса, мнение предпринимателей нигде не прозвучало. В конце концов, магазины "у дома" могут продавать и товары из сетевых магазинов, так прибыль будет делиться между ними, и все получат деньги. С одной стороны, чиновники говорят, что рынок сам рассудит. А с другой - крупным предприятиям не дают сокращать сотрудников, хотя на этот шаг их тоже толкает рынок. А ко мне приходит ассоциация киоскеров, это тысячи людей. Почему их рынок должен убить, а сотрудников заводов надо защищать? Я считаю, что поддерживать надо всех. Надо искать компромиссы. Есть же ассоциации ритейлеров, пусть они тоже ищут пути решения. Да, они должны идти на самоограничение. Да, это значит, что кто-то из боссов этих сетей не купит себе "Феррари" или "Майбах". Но ничего страшного, зато на эти деньги будут жить простые люди. Пусть эти боссы проедутся по малым городам и там людям расскажут, что рынок должен все отрегулировать. Посмотрим, что они услышат в ответ.

Автор: Александр Дыбин

https://www.znak.com/2017-06-19/biznes_ombudsmen_o_tom_chto_meshaet_kommersantam_razvivatsya_i_pochemu_torgovye_seti_dolzhny_delitsy