Союз промышленников и предпринимателей Челябинской области
Карта сайта

Южному Уралу необходимо типовое положение по размещению наружной рекламы

19 января 2018 - 11:12

На заседании общественного Экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области, состоявшемся 17 января, рассмотрены проблемы размещения наружной рекламы и нестационарных торговых объектов (НТО) на примере Челябинска.

      В мероприятии, проведенном Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александром Гончаровым, приняли участие: заместители руководителя УФАС по Челябинской области Наталья Сапрыкина и Татьяна Соболевская, начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей Прокуратуры Челябинской области Евгений Шипулин, депутаты Челябинской городской Думы Владимир Бодров (член правления Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области) и Александр Вышегородцев, председатель челябинского регионального отделения «ОПОРА России» Артем Артемьев, вице-президент ЮУТПП Сергей Ермаков, председатель Ассоциации рекламных компаний и агентств г.Челябинска Олег Гришанков, представители администрации г.Челябинска, общественные представители Уполномоченного, представители бизнес-сообщества.

       Отметим, что оба пункта повестки заседания вызвали оживленную и продолжительную дискуссию.

    «Вопросы, которые нам сегодня предстоит рассмотреть, сложные и неоднозначно трактуемые в практическом применении. Наша основная задача – найти варианты решения и по размещению НТО и по рекламным конструкциям приемлемые для бизнеса и для муниципальных властей», - открыл заседание Совета бизнес-омбудсмен Александр Гончаров.

     Ситуацию, сложившуюся вокруг размещения рекламных конструкций, обрисовала заместитель руководителя УФАС по Челябинской области Татьяна Соболевская. По ее словам, в антимонопольную службу поступает достаточно много обращений от предпринимателей, получившим отказы от муниципальных властей на установку рекламных конструкций. При этом свою позицию представители муниципалитетов аргументируют несоответствием «архитектурному облику сложившейся застройки», однако подобного определения в законодательстве не существует. «Из-за отсутствия четкого понятия «архитектурного облика», муниципалитеты действуют по своему усмотрению и выдают необоснованные отказы. Внести соответствующие изменения в федеральное законодательство достаточно сложно, поэтому мы предлагаем разработать на уровне региона общие рекомендации для органов местного самоуправления в этой сфере, с учетом тех нарушений, уже выявленных УФАС и которым уже дана оценка судом», - высказала предложение Татьяна Соболевская.

         Бизнес-омбудсмен предложение поддержал, отметив, что у аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области уже есть положительный опыт совместной работы с УФАС, прокуратурой, органами местного самоуправления результатом которого стало создание типового положения по размещению НТО в муниципалитетах Челябинской области.

      Напомним, что необходимость разработки такого документа возникла из-за вступивших в силу с 1 марта 2015 года изменений в Земельный кодекс РФ,  существенно изменивших порядок деятельности по размещению нестационарных торговых объектов. Однако соответствующих поправок в федеральный закон «О торговле», регламентирующих действия муниципалитетов, принято не было (они не приняты до сих пор). Поэтому от представителей бизнеса стали поступать многочисленные жалобы на отказы муниципальных властей продлять сроки размещения павильонов или киосков, что ставило под вопрос осуществление предпринимательской деятельности.

       Отметим, что применение типового положения о размещение НТО в Челябинской области носит рекомендательный характер. В тех муниципалитетах, где его используют в работе (например, в Златоусте и Миассе), напряженность была снята.

       Идею создания рабочей группы для обсуждения вопросов размещения рекламных конструкций и разработки типовых рекомендаций активно поддержали и представители бизнеса. «Муниципалитетам и, особенно Челябинску, остро необходимо разработать понятие «архитектурно-художественного облика». Хотелось бы, чтобы эта работа была совмещена с созданием новой схемы размещения рекламных конструкций. К этому процессу могли бы подключиться архитекторы районов города, и на карте Челябинска обозначить исторически значимые участки, где нельзя размещать рекламные конструкции. Думаю, что в результате необоснованные отказы на размещение рекламы будут исключены», - сказал председатель Ассоциации рекламных компаний и агентств г. Челябинска Олег Гришанков.

      «В сфере рекламы давно пора наводить порядок. Это касается и применения понятия «сложившийся облик архитектурной застройки». Честно говоря, мне не совсем понятно содержание этого определения, которым оперируют специалисты-архитекторы. Нужно сделать так, чтобы оно было понятно всем», - озвучил свое мнение начальник Управления по торговле и услугам администрации г. Челябинска Сергей Березуев.

      Представители бизнеса предложили включить в круг тем для рабочей группы вывески и так называемые «информационные конструкции», размещение которых стало регламентироваться в пределах гостевых маршрутов Челябинска. Данное положение Челябинская городская Дума приняла совсем недавно, но оно уже вызвало немало тревог у бизнеса.

       В итоге Совет принял решение организовать рабочую группу на площадке Челябинского УФАС, и в самое ближайшее время определиться с  ее составом.

      Отметим, что сейчас в Челябинске, по экспертным оценкам, насчитывается порядка 4 тысяч рекламных конструкций, которые приносят в городской бюджет около 180 миллионов рублей в год.

     «Вопрос размещения малых форм нестационарной торговли остается острым, кстати, не только в Челябинской области, но и в целом, по России. Мы с нетерпением ждем изменений в федеральном законодательстве, которые позволят снять разночтения по многим вопросам», - предварил обсуждения второго пункта повестки заседания бизнес-омбудсмен Александр Гончаров.

    Отметим, что множество проблем остается вокруг порядка размещения НТО. В частности, дискуссионным является вопрос о том, предусмотрено ли предоставление земельного участка под НТО в аренду или только на основе договора размещения. Возможен ли переход с аренды на договор размещения НТО без торгов? Необходимо ли демонтировать торговый объект перед проведением торгов или нет? Это далеко не полный список неоднозначно трактуемых моментов.

        Отметим, что после продолжительного обсуждения, был выявлен ряд положительных моментов. Так, некоторые муниципалитеты, например, Магнитогорск, предоставляют преимущественное право на размещение НТО без торгов, но только для тех предпринимателей, которые давно работают на конкретном земельном участке и в рамках закона.

         Что касается необходимости демонтажа павильонов или ларьков перед проведением торгов на размещение НТО, то челябинский бизнес-омбудсмен еще в прошлом году вносил предложение оставлять торговые объекты на своем месте до окончания процедуры торгов. А чтобы у муниципалитетов была уверенность, что земельный участок будет освобожден и объект демонтирован, в случае если торги выиграет другой предприниматель, брать у владельца НТО залог, покрывающий издержки на снос. Примерно по такому пути уже пошла администрация г. Челябинска.

       По другим спорным вопросам деятельность Экспертного совета будет продолжена.

     «Нам нужно найти компромиссный вариант решения этих непростых проблем, причем ни через конфликты и суды, а путем создание такой правовой базы, которая создаст комфортные условия для бизнеса. Мы увидели готовность к диалогу со стороны муниципальных властей, их желание слушать предпринимателей. Думаю, в ближайшее время мы разработаем механизмы решения проблем и по размещению НТО и по рекламным конструкциям и вывескам», - резюмировал заседание Экспертного совета Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров.

     

Пресс-служба Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области.

« »